Кривая забывания или открытие Германа Эббингауза
Еще в конце XIX века один немецкий ученый (Г. Эббингауз) провел любопытный эксперимент. Он исследовал, как долго незнакомая информация будет храниться в памяти студентов, если ее не повторять. Как итог — полученные результаты до сих пор носят имя ученого (Кривая Эббингауза), который изменил подход к образованию во всем мире.
Кратко об исследовании. Ученый давал студентам задание: запомнить незнакомые порядки слогов, а после этого воспроизвести их. Затем он то же самое делал с литературными произведениями, но скорость забывания не изменилась. Результаты вы видите на графике, но продублируем их и здесь:
100% — именно столько помнит ученик в конце занятия;
50% — столько остается в памяти на следующее утро;
10% — это то, что остается через неделю.
Как мы решаем проблему забывания?
Логичный ответ: повторением. Каждый следующий урок начинается с повторения предыдущего. Каждый следующий модуль начинается с повторения предыдущего. И так далее. Зачастую, мы и на 3-4 уроках повторяем материал первого. И если надо — сделаем это и на двадцатом уроке, чтобы ученик выучил то, что уже прошел.
Что дает такой подход?
Увеличение эффективности обучения до 2 раз. Результат, который ученик видит и чувствует. Мы не стремимся «впихнуть» сотни иероглифов за месяц, а затем забыть их все. Гораздо лучше — выучить десятки иероглифов, слов и фраз, но запомнить их надолго и легко воспроизводить при слушании китайской речи или говорении. Это же мы рекомендуем делать и тем ученикам, которые учат язык самостоятельно. Работает для всех.
Когда и как лучше повторять материал?
Советуем повторять от 3 раз после занятия. Первый — через 30-60 минут после урока. Второй — прямо перед сном. Третий — на следующее утро. Уделяя этому всего 15 минут за один раз, вы сами удивитесь, каковы на самом деле возможности вашей памяти и какая у вас «предрасположенность» к китайскому языку.